Корзина Пусто
Техцентр Auto-Rad

Новые светодиодные фары ставить или нет, что предлагает рынок на головной свет автомобиля

Светодиодные фары — ставить или нет?

Значение автомобильных фар трудно переоценить. Именно они указывают путь водителю в тёмное время суток или в условиях непогоды. Поэтому значение их трудно переоценить. Однако не все фары бывают «одинаково полезны»: какие-то светят лучше, какие-то хуже, а какие-то почти бесполезны. Сегодня мы предлагаем оценить эффективность светодиодных фар.

Российские дороги часто неожиданно кончаются…

Ксенон теряет и позиции и актуальность, в первые ряды постепенно выходят фары не светодиодах, хотя в некоторых позициях они ещё продолжают проигрывать. У многих автолюбителей, которые не познакомились с этими лампами, возникает логичный вопрос: стоит ли менять лампочки штатной головной оптики на более эффективные диоды?

Разговоры и многочисленные обсуждения LED-ламп активно провоцируют китайские производители, поставляющие на рынок огромное число различных вариантов осветительных приборов для фар. Несмотря на дешевизну китайских изделий, они хорошо дают возможность «пощупать» товар глазами.

Играем без правил

Давайте попробуем разобраться, насколько хороши светодиодные лампы. Производители заявляют (и это подтверждено практикой), что современные LED-лампочки могут служить до сорока лет (естественно, это тестовые условия, симулированные компьютерным путём). Они могут выдерживать даже перепады температур от -50, до +50 (лишь бы сам кристалл светодиода не нагревался выше 75-80 С). Кроме того, им не страшны вибрации и удары. Если говорить о светоотдаче, то она составляет до 30–60 лм/Вт (для сравнения: у лампы накаливания этот же показатель равен 10–17 лм/Вт). И это не предел, ежегодно на рынок выходят новые приборы с увеличивающейся светоотдачей. Если говорить о качественных кристаллах, то они практически вписываются в эти пределы.

Немаловажным преимуществом является то обстоятельство, что выпускаются диоды во всех типах цоколей. Об это позаботились неутомимые китайские производители. Конструкций Led огромное множество – с одним, двумя или даже 10 светодиодами, с маленькой фокусирующей линзой или без нее.

Всё перечисленное, безусловно, свидетельство в пользу светодиодов.

LED лампы не оснащаются стабилизатором

Тем не менее, есть и нюансы. Заключаются они в регламентировании использования приборов. Как известно, существуют правила ЕЭК ООН № 112, которые стали основной для разработки национальных стандартов автомобильной светотехники (например,  ГОСТ Р 41.112–2005). В этих документах говориться, что маркировка фар С указывает на ближний свет, R — на дальний, а СR предназначена для двухрежимного (ближнего и дальнего) света. Эта классификация актуальна для обычных ламп накаливания. А вот маркировки HC, HR и HCR регламентируют использование галогенных ламп. Свои стандарты созданы и для газоразрядников HID - правила ЕЭК ООН № 98 или ГОСТ Р 41.98–99. Более подробно ознакомиться с ними можно на официальном сайте Европейской экономической комиссии.

А вот со светодиодными фарами всё сложнее: для головного света единообразные правила ещё не приняты. Это обстоятельство и побуждает очень многих автолюбителей идти на самые смелые эксперименты со светом, которые подчас заканчиваются не очень удачно.

Проблемы с фокусом

Вдохновляет на установку новых светильников пример знаменитых на весь мир моделей Volkswagen, Opel или Audi. На некоторых моделях (например, А8 или R8) ещё при сборке устанавливаются штатные светодиодные фары, отличающиеся идеальным качеством и дающие совершенный свет. Но цены таких эксклюзивных моделей запредельные (одна фара обходится в 100-1500 тыс. рублей). Неплохие светодиодные фары имеются и на некоторых Peugeot и Kia.

Причина неудачных опытов заключается не только в той самой «птичке», которую мы наблюдаем на фокусировочном стенде, который помогает для точной настройки фар.

Световое пятно светодиодной лампы формируется линзами

Вроде бы, и температура светодиода подходящая (4500–5000 К, белый свет), и яркость имеет необходимую величину - до 3000 лм, а мощность, как по учебнику, составляет 20–30 Вт. Однако несмотря на это, фары всё равно светят не так, как бы нам этого хотелось.

О причинах можно долго спорить, но, скорее всего, они будут связаны  с геометрическими характеристиками светового источника. Во многом от формы, размера и ориентации вольфрамовой спирали накаливания зависит то, что мы увидим в свете фар.

Стандартный цоколь и размеры ламп для фар

Допустим, нить длиной в 4,1 мм подходит для лампы с цоколем H7 и не только. Расстояние от опорной площадки цоколя до нижнего края спирали должно составлять 25 мм. Под эти параметры созданы все системы рассеивания и фокусировки фар для большинства современных автомобилей: прожекторная или линзованная (проекторная).

Естественно, если в эту оптику, разработанную для стандартных ламп накаливания, поставить диоды, толку от них будет мало. Так как пучки света будут направлять совсем не туда, куда бы хотелось водителю.

На данный момент для светодиодных конструкций головного освещения используют особые проекторные схемы фокусировки. Их, возможно, вспомнят любители галогенных ламп и «ксенона». Если говорить об авто премиум-класса, то в них применяются матричные конфигурации формирования и управления пучком, для создания которых необходимо производить сложнейшие расчеты и приобретать дополнительные электронные устройства, которые отличаются высокой стоимостью (Цены от 150 до 250 тысяч родных рублей за изделие).

Навороченная концептуальная матричная светодиодная фара Audi

Не стоит забывать, что светодиодные лампы для дальнейшей их эксплуатации требуют дополнительных технических приспособлений, таких, например, как приборы импульсного и стабилизированного питания и системы охлаждения . А для грамотного выстраивания светового потока, необходимы специальные фокусирующие конструкции.

Правильная светодиодная оптика для Lada 4x4

Современные автопроизводители пытаются найти технические решения проблеме. К примеру, ряд компаний сейчас выпускают светодиодные фары в сборе (немецкая Hella, американская J.W. Speaker). Именно такой является линейка немецкой Herth+Buss, где можно увидеть модели ламп LED, которые подходят для нашей «Нивы». Единственный их недостаток – высокая стоимость. Ведь цена одного комплекта может доходить до 44 тыс. руб. К сожалению, подобного рода технические устройства пока не производятся в массовом порядке.

Но поставить на автомобиль светодиодную оптику можно уже сейчас без особых проблем, хотя тут прибегают к фарам дополнительного света, стоимость которых уже опустилась в рамках доступных пределов.

Светодиодная фара дополнительного света

Для автолюбителей, желающих оснастить своего железного коня светодиодами в головные фары, есть хороший совет. Прежде чем приступать к переоборудованию фар, неплохо бы почитать школьный учебник физики седьмого класса. Там приводятся понятия освещенности, силы света, коэффициентах отражения. Наконец, в интернете можно почитать обзорные статьи о конструкциях тех или иных фар. Это поможет понять значения, которые определяют эффективность и качество света.

Так где же свет?

Даёшь светодиодные фары народу

Итак, подытожим. Светодиодная оптика имеет отличные характеристики. Но раскроются они только при определённых обстоятельствах: при правильной фокусировке и дополнительных приборах настройки. Для хорошего свет нужна унифицированная конструкция фар под LED-лампы.

Эксперименты любителей диодов всё равно будут продолжаться. Но те, кто их проводит, должны знать, что при ошибочных действиях есть немалый риск. Поэтому важно учитывать всё до мелочей. Вплоть до чистоты стёкол и качественного покрытия отражателя.

В любом случае, если свет штатных фар не устраивает, с ними лучше проститься. Ведь от этого зависит не только комфорт управления автомобилем, но и, в первую очередь, безопасность.

Как решение недостатка света – это установка дополнительных светодиодных фар, которые отлично компенсируют его нехватку на дороге, особенно в условиях бездорожья или плохой видимости.

Примерная стоимость фар для популярных моделей автомобилей в России, руб./шт.

Марка авто

Оригинал

Depo (Тайвань)

Hella (Германия)

Direct parts (Китай)

Magneti Marelli (Италия)

Alkar (Испания)

Hyundai Solaris

8340

4800

Renault Duster

5209

2994

4059

Renault Logan

4441

1955

2409

VW Polo седан

9841

5037

10 775

7952

Lada Granta

4900

Skoda Octavia

9190

10 012

Chevrolet Cruze

16 390

4194

9336

Nissan Qashqai

10 924

7480

9190

Kia cee’d

29 430

Nissan Almera

13 120

5810