Корзина Пусто
Техцентр Auto-Rad
  • |
  • |
  • Ксеноновые фары недостатки и преимущества

Ксеноновые фары недостатки и преимущества

ксеноновые фарыРаньше это был признак достатка и статуса – ксеноновые и светодиодные фары. До сих пор, несмотря на существование даже запретов, тема установки ксеноновых фар – одна из излюбленных среди автолюбителей. Что поделать, престиж и мода – далеко не последние моменты в человеческом общении.

Ксеноновая лампа – устройство, использующее плазменный разряд в специализированной газовой среде для создания светового потока. Для возникновения электрического пробоя в газе, находящимся под высоким давлением, порядка 25 атмосфер, требуется довольно большое напряжение, до 25000 вольт. Рабочее напряжение много ниже, обычно около 80 вольт. Одно это с необходимостью требует специального электронного блока для ксеноновых фар. Поэтому установка ксеноновых фар не простая и не дешевая процедура.

Преимущества ксеноновых фар:

  • Экономичность. Коэффициент полезного действия ксеноновых ламп, как и других плазменных приборов, довольно высок. Получение одного и того же светового потока для ксеноновых фар требует меньших энергетических затрат. А меньший нагрев ламп при той же светоотдаче всегда предпочтительней и в эксплуатационном плане.
  • Спектр. В установившемся режиме он близок к солнечному, температура плазмы в лампе близка к температуре поверхности Солнца, где-то порядка 4300 К – 8000 К. По температуре разряда ксеноновые лампы классифицируются на ультрафиолетовые (12000 К), фиолетовые (8000 К), голубые (6000 К), белые (5000 К), янтарные (4500 К), желто-красные (3500 К).
  • Малые размеры. Сама лампа обычно изготавливается из кварцевого стекла. Источником же света служит плазменный конус вблизи катода. Поскольку область свечения очень незначительная, то фокусировка светового потока может быть очень высокой, ксеноновые лампы довольно часто вообще используются именно как точечные источники.
  • Срок службы. Ксеноновые лампы весьма надежны и служат примерно вдвое, втрое дольше обычных ламп накаливания. Более того, у них нет ахиллесовой пяты обычных ламп накаливания – вольфрамовой нити. Электрическую дугу сломать нельзя, чего, правда, нельзя сказать о самой стеклянной колбе или об электронном блоке.

В любом случае ксеноновые фары обладают рядом несомненных преимуществ.

Недостатки:

  • Лампы взрывоопасны. Давление в них достаточно высокое и небрежность в обращении может быть чревата серьезными неприятностями.
  • Дополнительное оборудование. Он уже упомянут.
  • Стоимость. Это - прямое следствие не только в необходимости дополнительной комплектации автомобиля и работ по установке, но и относительно не высокой распространенности таких фар, поскольку малые партии товаров всегда дороже больших партий уже вследствие разных долей накладных расходов.
  • Существование переходного режима. На оптимальную яркость ксеноновые фары выходят не сразу, газу в лампе надо прогреться до установившегося режима и это занимает некоторое время, обычно порядка 15 – 20 секунд, что много большее, чем в обычных лампах накаливания.
  • Невозможность быстрого изменения режима. Это следствие существования переходного процесса с большой постоянной времени. Мигать, как это обычно делается с лампами накаливания, ксеноновыми лампами не получится.

Соответственно, переключение режимов ближний – дальний свет для ксеноновых ламп задача до сих пор не решенная. И этот недостаток крайне неприятен, особенно для водителей встречных машин. Собственно, именно он и служит самым веским основанием для всякого рода запретов на установку ксеноновых ламп.

Довольно часто к недостаткам ксеноновых ламп относят и излишнюю мощность светового потока, и так называемую «колхозную» установку, которая в свою очередь нередко является посредственным компромиссом между выбором режима освещения ближний – дальний свет. Но это скорее не недостатки инструмента, а недостатки пользователя, неумение эксплуатировать предмет должным образом.

Есть еще один специфический недостаток ксеноновых ламп – изменение их характеристик во времени. Это приводит к тому, что менять ксеноновые лампы приходится парами, что опять же увеличивает стоимость их эксплуатации.

Но, все эти достаточно серьезные недостатки, ни в коей мере не умаляют немалые достоинства ксеноновых фар и, главное, их статусную привлекательность. Поэтому ксенон ставили, ставят и будут ставить вопреки всем и всяческим запретам. Такова человеческая природа – запретный плод сладок. Особенно если этот плод статусный, для более равных, чем все остальные. Иллюзия быть причисленным к избранным перевешивает все доводы против. И никого не волнует ни цена, ни проклятия встречных водителей. Как всегда каждый решает сам, что ему выбрать, экономную традиционность или внимание других.